Приветствую Вас Гость
Четверг
05.12.2024
12:43
05.12.2024
12:43
Городские путешествия
Меню сайта |
Что смотрим: Нижний Новгород | |||||
|
Поиск на сайте |
ПОИСК АВИАБИЛЕТОВ: |
Форма входа |
Друзья сайта |
Интересные ссылки |
Статистика |
Главная » Города » Нижний Новгород » Описание города |
О Нижнем Новгороде
Нижний Новгород
Ни́жний Но́вгород (в разговорной речи часто — Нижний) — город в России, административный центр Нижегородской области, центр и крупнейший город Приволжского федерального округа. Расположен в центре Восточно-Европейской равнины у слияния Оки с Волгой. Ока делит город на две части — верхнюю на Дятловых горах и нижнюю на её левом низинном берегу. В период с 1932 по 1990 год город носил название Го́рький (в честь писателя Максима Горького).
Нижний Новгород — пятый по численности населения город России с населением 1 278 803 человек, важный экономический, транспортный и культурный центр страны. Нижегородская агломерация насчитывает 2,02 млн чел. и также является пятой по величине в стране и крупнейшей в Среднем Поволжье.
Нижний Новгород расположен в 400 км к востоку от Москвы, а транспортный коридор между двумя городами выделяется как конурбация Москва — Нижний Новгород.
Известен как крупный центр судо-, авиа-, автомобилестроения и информационных технологий. В черту города входит бальнеогрязевой курорт Зелёный Город. В период с 1959 по 1991 год город был закрыт для посещения иностранцами, но в настоящее время он является крупнейшим центром речного круизного туризма в России и местом проведения международных выставок различного профиля на базе Нижегородской ярмарки.
Историческая справка
В 1221 году князем Георгием Всеволодовичем у места слияния двух великих рек Волга и Ока был основан опорный пункт обороны границ Владимирского княжества от мордвы, марийцев и волжских булгар под названием Новгород Низо́вской земли (Низовской землёй Владимирское княжество называли новгородцы) — позже это название трансформировалось в Нижний Новгород, а в императорском титуле сохранялось до 1917
В 1350 году город стал столицей самостоятельного Нижегородско-Суздальского великого княжества. В 1392 (но окончательно лишь в 1425 при Василии II) в ходе консолидации Московского государства Нижегородско-Суздальское великое княжество было присоединено к владениям Москвы, а Нижний Новгород стал центром Нижегородского уезда.
При Иване III и Василии III город играл роль сторожевого поста, имел постоянное войско и являлся местом сбора при походах на Казанское ханство. В это время, в 1500—1511 годы, строился каменный Нижегородский кремль взамен существовавшего деревянного.
В результате административно-территориальных реформ Петра I Нижний Новгород с 1714 года стал губернским городом. После посещения Нижнего Екатериной II в 1767 разрабатывается первый план застройки города и появляются различные учреждения социально-культурного профиля: Первая градская больница и первая аптека (1780), первая в Поволжье губернская типография (1791), первый общедоступный театр Шаховского с труппой крепостных (1798).
В 1861 году сюда была проведена одна из первых в стране Московско-Нижегородская железная дорога. В 1880 году была учреждена Нижегородская товарная биржа. В 1896 году в районе Канавино прошла самая большая в дореволюционной России Всероссийская художественно-промышленная выставка, по случаю которой в городе были проведены масштабные работы по благоустройству: организовано движение электрического трамвая (первого в России в современных границах), построены фуникулёры с Нижнего на Верхний посад (по-нижегородски называемые элеваторами), новое здание городского театра.
В 1932 году город был переименован в Горький. Тридцатые годы XX века — время бурного роста промышленности в Нижнем Новгороде — Горьком. В 1932 году начало работать крупнейшее промышленное предприятие — Горьковский автомобильный завод, который являлся важным объектом оборонной промышленности в годы Великой Отечественной войны. В Великую отечественную войну звание гвардейской получает 137-я дивизия Горьковского формирования, а промышленные предприятия становятся важными поставщиками для фронта: только на Нижегородском машиностроительном заводе выпущено столько же артиллерийских орудий, сколько на всех предприятиях Германии.
В советское время промышленность активно развивается, а границы города расширяются вдоль рек.
В 1990 году городу было возвращено наименование Нижний Новгород. С 2000 года с образованием Приволжского федерального округа город стал его центром.
Административное деление
Муниципальное образование «Город Нижний Новгород», обладая статусом городского округа, делится на 8 районов: Автозаводский, Канавинский, Ленинский, Московский, Нижегородский, Приокский, Советский и Сормовский. Самый большой из районов — Автозаводский. По состоянию на 2009 год в нём проживает 307 тысяч человек, площадь района 94 км².
В состав пяти районов входят 13 населённых пукнтов:
- курортный поселок Зелёный город;
- посёлки: Берёзовая Пойма, Луч, посёлок учхоза «Пригородный»;
- деревни: Бешенцево, Ближнеконстантиново, Кузнечиха, Ляхово, Мордвинцево, Новая, Новопокровское, Ольгино;
- слобода Подновье.
Население
В 2009 году численность населения составляла 1280,3 тыс. человек (5-е место в России среди городов). Обширная Нижегородская агломерация насчитывает 2020 тыс. чел., что составляет 60 % населения Нижегородской области.
Средний возраст — 39,9 года (36,7 лет — мужчины, 42,4 — женщины). 64 % жителей города — трудоспособного возраста. По состоянию на 2009 год в городе насчитывалось 30 долгожителей, возраст которых составлял 100 и более лет. В городе проживало 2,7 тыс. многодетных семей, в которых воспитывается 8,6 тыс. детей. В 2007 году в Нижегородской области отрицательное сальдо миграции сменилось на положительное.
Экономика и промышленность
Нижний Новгород — один из крупнейших промышленных центров России, ведущая роль в котором принадлежит предприятиям отрасли машиностроения и металлообработки. В этой сфере основной объём производства приходится на автомобилестроение, судостроение и производство вооружений.
Основной объём промышленного производства приходится на автомобилестроение, судостроение и производство вооружений. Крупнейшие предприятия данной сферы:
- Горьковский автомобильный завод (основан в 1932 году при помощи компании «Ford Motors»). Производит более 50 % грузовых и около 5 % легковых автомобилей в России, а также бронетранспортёры;
- судостроительный завод «Красное Сормово»;
- авиастроительный завод «Сокол» (производство военных и гражданских воздушных судов, в том числе самолётов на воздушной подушке);
- Нижегородский машиностроительный завод (выпускает оборудование для атомной промышленности, артиллерийские вооружения);
- ОАО «Гидромаш» — производство гидравлических агрегатов, шасси для летательных аппаратов;
- ОАО «Теплообменник» (системы жизнеобеспечения для самолётов, тепловое оборудование);
- ОАО «Красная Этна» (крупнейший в России производитель автонормалей, болтов, винтов);
- ЗАО «РУМО» (один из крупнейших производителей судовых дизелей, компрессоров для газопроводов);
- ОАО «Красный якорь» российский лидер в производстве якорных, грузовых и тяговых цепей;
- ЗАО «Термаль» (судовое оборудование, бытовая техника);
В Нижнем Новгороде расположены крупные судостроительные и судоремонтные предприятия, проектно-конструкторские бюро и институты. В Нижнем Новгороде проводилась разработка подводных лодок, экранопланов, судов на подводных крыльях и воздушной подушке, сухогрузных и нефтеналивных судов, пассажирских теплоходов.
Транспорт
Пассажирский транспорт в Нижнем Новгороде играет очень большую роль в обеспечении жизни города. При этом его работа затруднена распределённостью заселения территории города, большим плечом суточных миграций, очень высокой концентрацией пассажиропотоков на мостах через Оку и отсутствием всеохватывающей системы скоростного транспорта.
Городской транспорт представлен муниципальными автобусами (60 маршрутов), маршрутными такси (65 маршрутов), трамваями (18 маршрутов), троллейбусами (19 маршрутов) и метрополитеном (2 линии).
На Нижневолжской набережной от Канавинского моста до Чкаловской лестницы расположены пристани судоходной компании «Волжское пароходство», а также Речной вокзал. Для посадки и высадки пассажиров обычно используются ближние к вокзалу пристани. Кроме того, имеется пассажирская пристань в Сормове. Речной транспорт не играет никакой роли во внутригородском пассажиропотоке, однако в летнее время перевозит значительное количество пассажиров из населённых пунктов, находящихся по берегам Волги, особенно — с Бора.
Статья опубликована на условиях лицензии CC-BY-SA Администрация сайта
| |
Просмотров: 13346
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |