Приветствую Вас Гость
Четверг
28.03.2024
11:53

Городские путешествия

Меню сайта
Что смотрим: Самара
Описание города
Достопримечательности
Где остановиться
Места отдыха
Поиск на сайте
ПОИСК АВИАБИЛЕТОВ:
Форма входа
Логин:
Пароль:
Друзья сайта
Интересные ссылки
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Города » Самара » Описание города

О городе Самара
Самара
 
Самара

Самара — крупный город в России на левом возвышенном берегу реки Волга в излучине Самарской Луки, между устьями реки Самара и реки Сок, административный центр Самарской области.

В советский период с 27 января 1935 по 25 января 1991 город носил имя Ку́йбышев, в честь советского государственного и партийного деятеля В. В. Куйбышева.

Население — 1,135 млн человек (по состоянию на 1 января 2009 года) в границах муниципального образования (6-е место в РФ — после Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода).

 

Историческая справка

Официальная дата основания крепости — 1586 год, когда по приказу царя Фёдора Иоанновича на берегу Самары под руководством князя Григория Засекина стала строиться крепость Самарский городок.

Основное предназначение крепости заключалось в том, что она позволяла контролировать огромную территорию среднего течения Волги и устья Самары, вести планомерное завоевание земель, прикрытие Руси от набегов кочевников и обеспечение водного пути от Казани до Астрахани.

Первыми жителями стали служилые люди: дети боярские, стрельцы, пушкари и воротники, которые несли сторожевую службу. До наших дней крепость не сохранилась, однако в 1986 г., в память о четырёхсотлетии города, на углу улиц Водников и Крупской были возведены сруб, имитирующий одну из башен самарской крепости, и фрагмент стены с памятной доской.

В 1688 году Самара получила статус города и стала выполнять функции военной пограничной базы и центра торговли с Востоком.

В 1708 году при Петре I Самара стала девятым городом только созданной Казанской губернии, а в 1719 была приписана к Астраханской. В то время в Самаре насчитывалось 210 дворов.

В XVII—XVIII вв. Самара оказалась в эпицентре двух так называемых крестьянских восстаний. В 1670 году Самара была захвачена войсками Степана Разина, а в 1773 году Самара была первым городом, перешедшим на сторону Емельяна Пугачёва.

В 1740-е гг. Самара стала центром размещения Оренбургской экспедиции, создавшей город Оренбург и Ставрополь. Одним из четырёх её руководителей был В. Н. Татищев.

Между 1750 и 1773 годами Самара превратилась в заштатный город, а центром уезда стал город Ставрополь, ныне Тольятти. В 1780 году был создан уезд (в ходе уездной реформы Екатерины II) во главе с Самарой, который вошёл в Симбирскую губернию. Вскоре в Самаре открылись уездные присутственные места: городническое правление, магистрат, казначейство, дворянская опека, уездный, земский и сиротские суды.

6 декабря 1850 года император Николай I издал Указ Правительствующему Сенату о создании Самарской губернии, центром которой стала Самара с населением в 15 тысяч жителей. С получением нового статуса город через 20 лет превратился в крупнейший город Поволжья. К концу XIX века население Самары достигло 90 тысяч человек, а к 1916 году здесь уже проживало около 150 тысяч человек.

В это время Самарская губерния стояла на первом месте в Российской империи по количеству собираемой пшеницы. Активная торговля колониальными, мануфактурными и прочими товарами осуществлялась в 375 лавках. Еженедельно на двух площадях проводились базары. В течение года проходили три крупные ярмарки: Соборная (осенняя), Казанская и Воздвиженская (летние), которые длились по десять дней, на ярмарках торговали, преимущественно, зерном, салом, шерстью, лошадьми, кожами, скотом, верблюжьим сукном.

В 1874 году была создана Оренбургская железная дорога, с 1877 года прошедшая через Самару. Самарская пристань признавалась одной из лучших на Волге, и ежегодно с неё уходило и сюда же прибывало до тысячи судов с различными грузами.

Октябрьский государственный переворот 1917 года произошёл в городе без единого выстрела. О победе советской власти объявил со сцены цирка-театра «Олимп» (современная филармония) В. В. Куйбышев.

В июне 1918 года советская власть в городе была свергнута соединёнными усилиями городских повстанцев и чехословацкого корпуса из военнопленных австро-венгерской армии. На 4 месяца власть перешла к КОМУЧ, комитету бывших членов учредительного собрания, стремившихся восстановить в России демократию. В этот момент была создана Российская республика из нескольких губерний, занятых чехами, и Самара стала её столицей. 7 октября 1918 года советская власть была восстановлена при отступлении чехов из города и входа туда частей Красной Армии под командованием Василия Чапаева.

Во время Великой Отечественной войны в июле — октябре 1941 года в Куйбышев были эвакуированы ряд предприятий из западных регионов России и их персонал с семьями. С 15 октября 1941 года по указу Государственного комитета обороны в город эвакуированы из Москвы Правительство СССР, Верховный Совет СССР, дипломатические представительства, крупные учреждения культуры (например, Большой театр, Мосфильм). 5 марта 1942 года в городе была дописана и впервые исполнена седьмая Ленинградская симфония Д. Д. Шостаковича. В случае сдачи Москвы гитлеровцам Куйбышев должен был стать столицей СССР. Для Верховного главнокомандующего Сталина был построен Бункер Сталина (доступен с 1990-х для посещения экскурсионными группами). Однако Ставка Верховного Главнокомандования, Государственный Комитет Обороны (высший орган власти в стране), Генштаб РККА оставались в Москве.

Уровень промышленного производства увеличился к 1945 по сравнению с 1940 в 5,5 раза. За годы войны население города выросло в полтора раза (с 400 до 600 тысяч человек).

Город внёс значительный вклад в победу над Германией. Было начато производство оружия и боеприпасов. За годы войны на куйбышевских авиационных заводах № 1 и № 18 выпущено около 28 тысяч штурмовиков Ил-2 — свыше 80 % от их общего количества. В дни обороны Кавказа город обеспечивал армию и народное хозяйство горючим.

После войны Куйбышев стал крупнейшим промышленным и культурным центром СССР. Здесь создан мощный потенциал авиационной (а с 1958 года и космической), машиностроительной, металлургической, электротехнической, кабельной, нефтеперерабатывающей и лёгкой промышленности.

Все советские и российские космонавты стартовали в космос на ракетах-носителях семейства Р-7, производимых самарским предприятием «ЦСКБ-Прогресс» (в том числе первый космонавт планеты Гагарин 12 апреля 1961 года; после приземления в районе Энгельса его привезли в Куйбышев, здесь он отдыхал 2 дня на даче областного комитета КПСС и отсюда докладывал по телефону главе государства Н. С. Хрущёву об успешном выполнении первого в истории человечества пилотируемого полёта в космос).

 

 

Административное деление

Городской округ Самара разделён на девять административных районов:

1. Куйбышевский район (79 тыс. чел.)

Расположен в южной части города на левом берегу реки Самара. Район был создан 10 августа 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за счёт разукрупнения Дзержинского района, на месте бывшего пристанционного посёлка «Кряж», посёлка «Засамарская слобода» и прилегающих к ним земель в связи с необходимостью строительства здесь нефтеперерабатывающего завода. Территория района составляет 7800 га и поделена на 5 микрорайонов. Состоит из нескольких посёлков: 116 км, 113 км, Кряж, Рубежный, Кирзавод, Военный городок, Сухая Самарка, Совхоз «Кряж», Совхоз «Волгарь».

2. Самарский район (30,2 тыс. чел.)

Расположен в юго-западной части Самары. На территории района расположена пешеходная улица Ленинградская, прозванная самарским Арбатом, Площадь Революции с памятником В.И. Ленину и Хлебная площадь, названная так из-за проводившихся здесь хлебных торгов.

3. Ленинский район (63,2 тыс. чел.)

Район является одним из старейших районов города, по сути выполняя роль центра деловой, культурной и административной жизни. Площадь района составляет 5,4 км². В настоящих границах существует с 20 сентября 1979 года. На территории района расположена Площадь Куйбышева, образованная улицами Чапаевской, Вилоновской, Галактионовской иКрасноармейской, занимает в сумме 17,4 га (вместе со скверами по бокам площади) и по этому показателю считающаяся самой большой в Европе.

4. Железнодорожный район (102,3 тыс. чел.)

Площадь района 1745 га. На его территории расположен железнодорожный вокзал, 13 крупных промышленных предприятий. На территории района расположены: Парк имени Щорса, МП «Спецкомбинат ритуальных услуг», МП «Самарский метрополитен». В состав район входят посёлки Шмидта и Толевый.

5. Октябрьский район (108,3 тыс. чел.)

Октябрьский район занимает центральное положение в городской застройке. Район занимает площадь 1610 га. В районе 72 учебных заведения, 52 учреждения здравоохранения, 14 учреждений культуры: библиотеки областного и районного масштаба, музеи, детские музыкальные школы. Зарегистрировано более 4500 предприятий разных форм собственности.

6. Советский район (176,8 тыс. чел.)

Район расположен в северо-восточной части города. Площадь района — 48,5 км². До 1939 года район был местом земельных угодий и дач. В границах Советского района располагается парк культуры и отдыха имени Юрия Гагарина, парк культуры и отдыха «Дружба», парк культуры и отдыха «Молодёжный» бывший парк имени 50-летия ВЛКСМ, сквер имени Михаила Калинина. На территории района находится множество образовательных учреждений города: Самарский государственный экономический университет, Самарский государственный университет путей сообщения, корпуса Авиационного и Машиностроительного техникумов, корпус Поволжской государственной социально-гуманитарной академии.

7. Промышленный район (267 тыс. чел.)

Район расположен в северо-восточной части города. Промышленный район имеет протяжённость 12,3 километра с северо-запада на юго-восток и ширину (в среднем) — 2,4 километра. Площадь района составляет — 4,86 тыс. га. На территории района расположено 18 крупных и средних промышленных предприятий среди которых, такие как: Моторостроитель, Завод имени Тарасова, а также крупные торговые центры и моллы. В состав район входит Приволжский микрорайон.

8. Кировский район (228,4 тыс. чел.)

Район занимает северо-восточную часть территории городского округа Самара и граничит с Промышленным и Красноглинским районами городского округа и Волжским сельским районом Самарской области. Район является одним из крупнейших в городе Самары (87,5 км²), с мощным экономическим, научным и инженерно-техническим потенциалом, творческими достижениями и традициями. В состав района входит значительная часть массива Безымянки, Аэропорт-2, 15-й микрорайон, Металлург, посёлок Зубчаниновка.

9. Красноглинский район (83,8 тыс. чел.)

Район занимает 147 км² и находится в получасовой доступности из любой точки Самары, является зелёной зоной в черте крупнейшего индустриального центра. Район обладает природными ресурсами общенациональной значимости. Район состоит из пяти посёлков: п.г.т. Берёза, пгт Управленческий, п. Мехзавод, п. Красная Глинка, п. Прибрежный.

Население

Население Самары по данным на январь 2008 года составляет 1 миллион 158 тыс. жителей. Численность населения двухцентровой агломерации Самара—Тольятти, включающей города-спутники Самары и Тольятти — Новокуйбышевск, Кинель, Чапаевск, Жигулёвск составляет 2,3 млн человек (3-е место в РФ — после Москвы и Санкт-Петербурга по состоянию на 2005 год).

Начиная с 2000 года в городе наблюдается стабильное сокращение численности умерших. За 2005 год умерло 18,9 тыс. чел, на 2,6 % меньше, чем в предыдущем году, уровень смертности составил 16,5 промилле. Фактором, приводящим к уменьшению численности населения города за период с 2000 по 2004 год, был миграционный отток населения. В 2005 году, впервые, начиная с 2000 года, в городе сложился миграционный прирост — 0,4 тыс. человек.

По данным Всероссийской переписи населения 2002 года национальный состав населения города Самара представлен в наибольшей степени следующими представителями: русские (88,1%), татары (3,4%), украинцы (1,8%), мордва (1,5%), чуваши (1,3%).

Самара — многоконфессиональный город. Здесь расположены множество православных церквей, монастыри, старообрядческие церкви,мечети, еврейская хоральная синагога, католические и протестантские храмы, молитвенные дома баптистов и пятидесятников.

Экономика

Самара является крупным центром машиностроения и металлообработки, пищевой, а также космической и авиационной промышленности. В городе работают более 150 крупных и средних промышленных предприятий. По данным информационной системы Волга-Инфо, в Самаре производится 1/4 всех российских подшипников и 2/3 всех выпускаемых в России кабелей связи.

Сеть торговых предприятий города насчитывает около 5 тысяч объектов. По состоянию на июнь 2008 года в Самаре 39 рынков, 68 торговых центров, 674 продовольственных магазина и 924 павильона мелкорозничной сети. Ежегодно для организации осенней торговли в каждом районе города проводятся сельскохозяйственные ярмарки. Отводятся участки, где осуществляется сезонная торговля бахчевыми культурами, квасом, мороженым, прохладительными напитками и другими товарами. Активно развиваются крупные торговые центры, которых сейчас более 50.

Транспорт

Город является одним из крупнейших в России транспортных узлов, через который пролегают кратчайшие пути из Центральной и Западной Европы в Сибирь, Среднюю Азию и Казахстан.

Междугородное и международное автобусное сообщение осуществляется с Центрального автовокзала (ЦАВ). Город имеет постоянное беспересадочное автобусное сообщение с такими крупными центрами, как Москва, Баку, Йошкар-Ола, Казань, Оренбург, Пермь,Саратов, Ульяновск. Внутриобластные автобусные рейсы отправляются, кроме ЦАВа, от автостанции «Аврора» и Пригородного автовокзала. В летний период администрацией города регулярно организуются пригородные «дачные» маршруты автобусов, отправляющиеся от узловых точек транспортной сети города и охватывающих дачные участки на удаление до 60 км от Самары.

Самарский регион обслуживается международным аэропортом Курумоч, который принимает большинство типов воздушных судов и рядом «заводских» аэродромов ведомственного подчинения. Грузовые перевозки осуществляются аэродромом «Безымянка» (находится в использовании ЦСКБ «Прогресс» и авиазавода «Авиакор»), способным обслуживать взлёт тяжёлых грузовых самолётов типа «Руслан». На данном аэродроме базируется Музей авиации и космонавтики Самарского аэрокосмического университета. Ряд аэродромов вблизи города, в том числе аэродром «Смышляевка» используются, как базы малой авиации. На базе аэропорта «Смышляевка» регулярно с 2002 года проводится всероссийский авиационный салон, открытый в рамках областной целевой программы по содействию развитию малой авиации.

Железнодорожные перевозки осуществляет Куйбышевская железная дорога (ОАО Российские железные дороги). С октября 2007 по январь 2008 конкуренцию ей составляла компания «Тверской экспресс». Самарский железнодорожный вокзал является самым высоким зданием вокзала в Европе и крупнейшим вокзалом в России.

«Самарский речной порт» — крупнейший транспортный узел в Среднем Поволжье России. Географическое положение порта, граничащее с развитой системой железных дорог и автомагистралей, позволяет обеспечить экономически выгодные транспортные связи с Уралом, Сибирью, Средней Азией, районами Центра и Севера европейской части России. Порт также имеет выходы в зоны Волго-Камского и Волго-Донского бассейнов, Балтийского, Белого, Азовского, Чёрного, Каспийского, Средиземного морей.

 

Статья опубликована на условиях лицензии CC-BY-SA

 

Администрация сайта

 

 

Категория: Описание города | Добавил: Sergey1981 (22.02.2010)
Просмотров: 14785 | Теги: административное деление Самары, экономика, история Самары, транспорт, население, самара | Рейтинг: 4.8/13
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]