Приветствую Вас Гость
Пятница
26.04.2024
14:43

Городские путешествия

Меню сайта
Что смотрим: Пермь
Описание города
Достопримечательности
Где остановиться
Места отдыха
Поиск на сайте
ПОИСК АВИАБИЛЕТОВ:
Форма входа
Логин:
Пароль:
Друзья сайта
Интересные ссылки
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Города » Пермь » Описание города

О городе Пермь
Пермь
 
Герб
 

Пермь — город на востоке европейской части России, в предгорьях Урала, административный Пермского края, порт на реке Каме. Крупный многоотраслевой промышленный, научный, культурный и логистический центр Урала. Город основан в 1723 году, с 1940 по 1957 год носил название Молотов. Население Перми, достигавшее в 1989 году 1 092 392 человек, по данным на 1 января 2008 года составляет 987,2 тыс. человек (12-е место в РФ). Население городской агломерации составляет 1180 тыс. человек (13-е место). Город Пермь занимает третье место по протяжённости после городов Москва и Сочи и третье место по площади после Санкт-Петербурга и Москвы. В 1876 году через Пермь прошла первая железная дорога на Урале и в Сибири, в 1916 году был основан первый на Урале университет.

Историческая справка

9 (20) марта 1720 года по приказу Петра I капитан-поручик артиллерии Василий Никитич Татищев, управляющий Уральскими казёнными заводами, известный русский историк и географ, отправился в Сибирскую губернию для постройки заводов по выплавке меди и серебра. Он выбрал для постройки медеплавильного завода место около деревни Егошихи (вблизи устья одноимённой реки, впадающей в Каму), отличавшееся наличием медной руды и удобным расположением для вывоза продукции. В 1721 году Татищев был отозван, а его преемником назначен генерал-майор артиллерии Георг Вильгельм (Вилим Иванович) де Геннин. Де Геннин одобрил проект Татищева и в 1722 году распорядился о подготовке к строительству завода. Днём основания Перми считается официальная дата начала строительства Егошихинского медеплавильного завода — 4 (15) мая1723 года. При закладке завода присутствовал В. Н. Татищев. 20 ноября (1 декабря) 1780 Екатерина II подписала указ о создании на основе завода города Перми и Пермского наместничества в составе двух областей — Пермской и Тобольской. В 1780—1781 годах велась постройка зданий для официальных учреждений, заложены Казанский и Сибирский тракты. Открытие города и наместничества состоялось 18 (29) октября 1781. Первым городским головой был избран купец из Кунгура Михаил Абрамович Попов. В соответствии с указом императора Павла I от 12 декабря 1796 года «О новом разделении государства на губернии» Пермское наместничество было преобразовано в Пермскую губернию с центром в Перми. Губернатором был назначен Карл Фёдорович Модерах, занимавший этот пост до 1811 года. Среди прочих его заслуг историками отмечается разработанная им правильная планировка улиц Перми. Строительный план К. Ф. Модераха осуществлялся в течение всего XIX века. При нём же в Перми было учреждено управление казённых горных заводов по Уралу на основании нового положения 1806 года. 24 августа 1878 года состоялось открытие Уральской железной дороги от Перми до Чусовой. Конец XIX века стал в Перми периодом активного железнодорожного строительства. Ещё в 1874—1878 годы была введена в строй линия Пермь — Кушва — Екатеринбург. В 1897—1898 годах была проложена Пермь-Котласская ветка, соединившая Уральскую железную дорогу с железнодорожной сетью Европейской России. В конце XIX века в Перми активно развивались учреждения искусства и культуры. В 1874 году началось строительство театра оперы и балета. В 1886 года был открыт первый кинотеатр — «Иллюзион». Он находился на углу улиц Большой Ямской (ныне Пушкина) и Кунгурской (ныне Комсомольский проспект).

В начале XX века население Перми вместе с Мотовилихой составляло около 100 тысяч человек. В самой Перми было мало промышленных предприятий. Большая часть населения города — мещане, купцы, ремесленники, чиновники и служащие — были лояльны к существующему строю. Но рядом с городом располагались Мотовилихинские заводы, где РСДРП вела активную пропаганду и пользовалась поддержкой части рабочих. Также среди учащихся города были как сочувствующие революционерам, так и активные участники антиправительственной деятельности. Вместе с примкнувшими к ним представителями радикально настроенной интеллигенции эти группы населения стали активными участниками революционных выступлений 1905 года. 26 октября 1917 года известия об Октябрьской революции достигли Перми. 27 октября городская дума, за исключением фракции социал-демократов, осудила захват власти Петроградским Советом. 26 октября создан коалиционный Революционный комитет. В его состав вошли по три представителя от эсеров, меньшевиков и большевиков. Пермские большевики, оказавшись в меньшинстве в комитете, уже 1 ноября вышли из его состава, не сумев навязать большинству свои взгляды. 17 декабря в здании Пермского оперного театра состоялся I губернский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. Съезд провозгласил установление Советской власти в Пермской губернии и сформировал губернский исполнительный комитет, председателем которого стал большевик М. Н. Лукоянов. 24 декабря 1918 года войска армии Колчака подошли к Перми сразу с двух сторон. А уже 25 декабря после непродолжительных столкновений в районе железнодорожной станции «Пермь-2» «белые» заняли город. В результате «Пермской катастрофы» 3-й армии «красных» «белые» взяли не только Пермь, но и Глазов и Уфу.

3 ноября 1927 года состоялось объединение Перми и рабочего посёлка Мотовилиха в один город. В 1931 году Мотовилиха получила статус самостоятельного города под названием Молотов, а в 1938 году была снова включена в состав Перми под названием Молотовского района (сейчас — Мотовилихинский район). В 1930 году началось строительство моторостроительного завода № 19 (позднее — завод имени Сталина, завод имени Свердлова, ныне —Пермский моторостроительный комплекс). С 1940 по 2 октября 1957 года город носил название Молотов в честь В. М. Молотова, политического деятеля и председателя правительства СССР в 1930—1941 годах. Во время Великой Отечественной войны промышленность города была переориентирована на военные нужды. Машиностроительный завод имени Дзержинского был переведён на производство боеприпасов и других средств обороны, химический завод имени Орджоникидзе — на производство химических средств борьбы с вражеской техникой и сырья для боеприпасов. В 1955 году закончилось сооружение Камской гидроэлектростанции. В 1958 году введена в эксплуатацию первая очередь Пермского нефтеперерабатывающего завода (ныне — ООО «ЛУКойл-Пермнефтеоргсинтез»). В 1967 году было завершено строительство Коммунального моста — автомобильно-пешеходного моста через Каму, связавшего центр города с правобережной частью. 18 марта 1965 года на корабле «Восход-2» космонавт А. А. Леонов совершил первый в истории человечества выход в открытый космос. Перед посадкой на Землю у корабля отказала автоматическая система ориентации. П. И. Беляев вручную сориентировал корабль и включил тормозной двигатель. В результате «Восход» совершил посадку в нерасчётном районе в 180 км севернее Перми. После двух ночей под открытым небом экипаж был вертолётом доставлен в пермский аэропорт. Трасса в Перми, по которой их везли, была названа шоссе Космонавтов.

В 90-е годы городе, как и по всей стране, сокращались объёмы промышленного производства, происходили задержки с выплатой зарплат и т. д. В начале 1993 года вспыхнула «бюджетная война» между городскими и областными властями и в течение нескольких лет продолжалась с переменным успехом. Кроме длительного судебного процесса, «бюджетная война» запомнилась, в том числе, приездом комиссии Верховного Совета, забастовкой «Скорой помощи», перебоями в работе общественного транспорта и уличного освещения. В 90-е годы в городе были основаны ФК «Амкар» и ПБК «Урал-Грейт», в 2000-х добившиеся больших успехов в российском футболе и баскетболе («Амкар» играет в премьер-лиге, был финалистом Кубка страны, «Урал-Грейт» — неоднократный чемпион России).

В первой половине 2000-х годов активизировался процесс строительства жилья и общественных зданий. 21 октября 2005 года была открыта 1-я очередь Красавинского моста — нового моста через Каму, который при длине 1736,95 метров является самым большим в Пермском крае и третьим по длине в России. Его открытие позволило разгрузить центр города от транзитного транспорта.

Население

В 1979 году Пермь вошла в группу городов-миллионников. При этом во второй половине XX века темпы роста численности населения с каждым годом сокращались: в послевоенный период население увеличивалось ежегодно на 25—30 тыс., в 1970-е годы — на 15—19 тыс., в 1980-е — на 6—10 тыс. За 1989—1991 годы население города возросло на 7,8 тыс. чел. С начала 1990-х годов в результате роста смертности, уменьшения рождаемости, снижения сальдо выезда и въезда из города численность населения уменьшается. По итогам Всероссийской переписи 2002 года население Перми составило 1 001 653 чел., с посёлком Новые Ляды — 1 010 947 чел. По оценке Росстата на 1 января 2005 года население города насчитывало 989 тыс. человек, то есть Пермь потеряла статус миллионного города. По данным на 1 января 2008 года численность постоянного населения города 987,2 тыс. человек. В пределах Пермской агломерации, включающей город Краснокамск, посёлки Оверята, Кондратово, Сокол, деревни Песьянка, Большое Савино, Фролы и другие примыкающие к Перми населённые пункты Пермского и Краснокамского муниципальных районов, население составляет около 1,18 млн. человек (2005).

Национальный состав населения Перми (по данным на 2002 год) имеет следующий вид: русские – 88,6%, татары – 4,3%, украинцы – 1,6%, башкиры – 1,0%, коми-пермяки – 1,0%, удмурты - ,08%, белорусы – 0,6%, другие – 2,1%.

Промышленность

Пермь — главный экономический центр Пермского края и один из крупнейших экономических центров России. В 2003 году Пермь заняла 6 место в рейтинге предпринимательского климата российских городов. Экономика города характеризуется, прежде всего, развитой тяжёлой промышленностью. Ведущие отрасли: электроэнергетика, нефтегазопереработка, машиностроение, химия и нефтехимия, деревообработка, полиграфия и пищевая промышленность. По объёму промышленного производства Пермь занимает первое место на Урале, опережая по этому показателю превосходящие его в численности населения Екатеринбург, Челябинск и Уфу.

В Перми находится головной офис ОАО «Территориальная генерирующая компания № 9» (ТГК-9), в состав которого входят генерирующие мощности на территории Пермского края, Свердловской области и Республики Коми. Непосредственно на территории города располагаются Камская ГЭС и четыре ТЭЦ: № 6, № 9, № 13, № 14. В Перми расположены головные офисы дочерних предприятий нефтяной компании «ЛУКойл» (ООО «ЛУКойл-Пермь» и ООО «ЛУКойл-Пермнефтепродукт»), а также газосбытовой компании «Пермрегионгаз» и газораспределительной «Уралгазсервис».

В машиностроении значительную долю составляют предприятия военно-промышленного комплекса. Основная продукция: артиллерийские системы, авиационные двигатели и газоперекачивающие установки, нефтепромысловое и горно-шахтное оборудование, электрические и бензомоторные пилы, аппаратуру связи, дорожно-строительную технику, речные суда, электроинструменты и т. д. Крупнейшие предприятия отрасли:

-   ОАО специального машиностроения и металлургии «Мотовилихинские заводы»;
-    ФГУП «Пермский машиностроительный завод им. Ф. Э. Дзержинского»;
-    ЗАО «Пермский моторостроительный комплекс»;
-    ОАО «Пермская научно-производственная приборостроительная компания»;
-    ООО «Камский кабель»;
-    ОАО «Пермское агрегатное объединение „Инкар"»;
-    ОАО «Морион»;
-    ОАО «Научно-производственное объединение „Искра"»;
-    ОАО «Пермский завод Машиностроитель»;
-    ЗАО «Новомет-Пермь»
-    ОАО «Пермский мотовозоремонтный завод».

Предприятия химической и нефтехимической промышленности производят лаки и краски, взрывчатые вещества, минеральные удобрения, синтетические моющие средства, активированный уголь и другую продукцию. Крупнейшие предприятия отрасли:

-   ОАО «Минеральные удобрения»;
-    ЗАО «СИБУР-Химпром» (принадлежит химической компании «Сибур»);
-    ОАО «Галоген»;
-    Федеральное казённое предприятие «Пермский пороховой завод» (бывший завод им. С. М. Кирова);
-    ОАО «Камтэкс-Химпром»;
-    ОАО «Хенкель-ПЕМОС» (принадлежит немецкой химической компании Henkel Group);
-    ОАО «Сорбент».

Крупнейшие предприятия деревообрабатывающей промышленности: ОАО «Пиломатериалы „Красный Октябрь"», ОАО «Пермский домостроительный комбинат», ОАО «Закамская мебельная фабрика», ООО «Производственная компания „Драцена"», ООО «Пермский картон». Действует крупное полиграфическое производство — Пермская печатная фабрика объединения «Гознак». В городе располагается несколько десятков предприятий пищевой промышленности (крупнейшие — Пермский мясокомбинат, молочный комбинат «Пермский», кондитерские фабрики «Камская», «Пермская» и Пермский филиал ОАО «САН ИнБев»).

Транспорт

Пермь — крупный транспортный узел. Город занимает особо выгодное географическое положение, так как находится в центре страны на пересечении железнодорожного пути из Европы в Азию (Транссибирская магистраль) с водным путём субмеридионального направления к пяти морям.

Пермь является крупным железнодорожным узлом. Железная дорога идёт в 4 направлениях: Киров — Нижний Новгород — Москва, Углеуральская — Соликамск, Чусовская — Нижний Тагил, Кунгур — Екатеринбург. Планируется магистраль от Перми до Архангельска. Через Пермь проходит много пассажирских поездов, связывающих Центральный, Северо-Западный, Волго-Вятский районы страны с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком, Москву — со столицами Монголии и Китая, Санкт-Петербург — со столицей Казахстана.

 «Воздушными воротами» Перми является аэропорт Большое Савино, имеющий статус международного и способный принимать большинство современных воздушных судов. Прямыми авиарейсами Пермь связана с Москвой, Анапой, Адлером, Волгоградом, Баку, Душанбе, Ереваном, Калининградом,Краснодаром, Минеральными Водами, Нарьян-Маром, Нижневартовском, Нижним Новгородом, Новосибирском, Норильском, Оренбургом, Самарой, Санкт-Петербургом, Сочи, Сургутом, Сыктывкаром, Франкфуртом-на-Майне, Худжандом и другими городами.

В настоящее время город имеет автодорожные выходы в соседние Удмуртию (три), Башкортостан (один) и Свердловскую область (два, один из которых связывает город также с Тюменью, а второй станет частью федеральной автодороги Пермь — Томск («Северная широтная магистраль»)). Построена автодорога до границы с Кировской областью, которая станет частью федеральной автомагистрали Санкт-Петербург — Екатеринбург. Строится автомобильная дорога до Сыктывкара через Коми-Пермяцкий округ. В 1996 году введены в эксплуатацию автомобильный мост через реку Чусовая и автомобильная дорога Пермь — Березники, что позволило кратчайшим путём соединить с областным центром города Верхнекамья. В октябре 2005 года пущена в эксплуатацию первая очередь Красавинского моста — нового автодорожного моста через Каму, который позволил разгрузить от транзитного транспорта центр города.

Автобусами и маршрутными такси Пермь связана со многими населёнными пунктами Пермской агломерации, всеми центрами административных территорий края, а также Ижевском, Воткинском, Сарапулом, Набережными Челнами, Нижнекамском, Уфой, Нефтекамском, Оренбургом, Тольятти, Екатеринбургом, Красноуфимском, Челябинском, Самарой.

Протекающая по городу река Кама является важным звеном единой глубоководной системы Европейской части России, в свою очередь связанной с водными путями европейских стран. В Перми находятся два самых восточных речных порта Европы: порт Пермь и порт Лёвшино. Из Перми можно осуществлять перевозку грузов в порты Балтийского, Белого, Чёрного, Азовского и Каспийского морей, речные порты Большого Европейского кольца. Через Пермь проходят водные грузовые пути. Из городов Березники, Соликамск речным грузовым транспортом перевозятся различные грузы, в основном минеральные удобрения и калийные соли.

Внутригородские перевозки осуществляются автобусами, трамваями, троллейбусами, маршрутными такси и электропоездами. Общественный транспорт появился в Перми в 1926 году, когда было открыто автобусное сообщение между Мотовилихой и центром города.

 

Статья опубликована на условиях лицензии CC-BY-SA

 

Администрация сайта

 

Категория: Описание города | Добавил: Sergey1981 (25.02.2010)
Просмотров: 11196 | Теги: промышленность, история Перми, транспорт, население, пермь | Рейтинг: 4.7/10
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]