Приветствую Вас Гость
Пятница
26.04.2024
04:12

Городские путешествия

Меню сайта
Что смотрим: Казань
Описание города
Достопримечательности
Где остановиться
Места отдыха
Поиск на сайте
ПОИСК АВИАБИЛЕТОВ:
Форма входа
Логин:
Пароль:
Друзья сайта
Интересные ссылки
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Города » Казань » Описание города

О городе Казань
Казань
 
 
Флаг
 
 
Каза́нь (тат. Казан, Qazan) — город в Российской Федерации, столица Республики Татарстан, крупный порт на левом берегу реки Волги, при впадении в неё реки Казанки. Один из крупнейших экономических, политических, научных, культурных и спортивных центров России. Казанский кремль, входящий в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, и тысячелетняя история делают Казань одним из наиболее посещаемых туристами городов России
 
Историческая справка
Согласно официальной версии, принятой в настоящее время, город был основан не менее 1000 лет назад. Основанием для такой датировки является найденная во время раскопок на территории казанского Кремля чешская монета, датированная правлением св. Вацлава(предположительно, чеканки 929—930 годов), а также другие артефакты с менее явной датировкой. Казань была основана как форпост на северных границах Волжской Булгарии. После захвата татаро-монголами территория Волжской Булгарии включается в основанное татаро-монголами государство — Золотую Орду. В XIII—XIV веках Казань переживает рост, становится важным торговым и политическим центром в составе Золотой Орды[16]. Росту города способствует и удачное географическое положение на пересечении крупных торговых путей, соединяющих Восток и Запад. В русских летописях Казань начинает упоминаться с XIV—XV веков.
В тот же период началась чеканка собственных монет с указанием места чеканки — «Булгар аль-Джадид», то есть Новый Булгар. В 1438, с распадом Золотой орды, город провозглашён столицей Казанского ханства. Продолжающиеся со времён Волжской Булгарии (IX—X века) конфликты с Московским княжеством привели, после двух неудачных попыток, к взятию Казани войсками Ивана Грозного в 1552, с последующим разрушением большей части города и уничтожением населения.
После окончательного подавления восстаний в Казанском крае у города началась новая эпоха в истории — в составе Российского государства. В 1556 началось строительство нового, белокаменного Кремля, в опустевший город (татарам было запрещено селится ближе 30 вёрст от города) вселили 7 тысяч русских. В XVII веке в городе наблюдался экономический рост, были заложены ремесленные слободы, появились первые мануфактуры. В 1708 Казань стала столицей крупной Казанской губернии. С 60-х годов XVIII века застройка города принимает упорядоченный характер, появились деревянные мостовые, мосты через Булак и Казанку. Всего в Казани к концу XVIII века проживало около 22 тысяч человек, а с пригородными слободами — более 40 тысяч, и из них только около десяти процентов — татары. Город стал образовательным и культурным центром Поволжья: в 1758 в Казани открылась первая в России провинциальная гимназия, в 1771 — первые медресе, в 1791 появился постоянный театр. Важным событием стало учреждение в 1804 Казанского университета — третьего в России — закрепившего за городом статус крупного научного центра. Во второй половине XIX века произошли существенные изменения в инфраструктуре Казани: появилось газовое (1874) и электрическое (1897) освещение, конка (1875) и электрический трамвай (1899), телеграф (1859) и телефон (1881).
В XX веке город ожидали большие потрясения. Казань стала одним из центров революции, в 1918 за город в ходе гражданской войны велись ожесточённые бои. В 1920образована ТАССР со столицей в Казани. В 30-е годы XX века началась интенсивная индустриализация города, сопровождавшаяся быстрым ростом населения. В годы ВОВ в Казань были эвакуированы крупные заводы, переброшена часть Академии Наук СССР. После ВОВ продолжилось активное развитие города, в 1979 население города превысило 1 миллион человек. После перехода к капиталистическому строю в 90-е годы Казани удалось стать одним из финансовых и политических центров страны.
 
 
Численность
Население:
      - 1136,566 тыс.чел. — постоянное население на 1 января 2010 года (6-е место в РФ).
      - 1196,738 тыс.чел. — зарегистрированное население (1.01.2010). 
Территория города Казани занимает площадь 613,3 км².
Вокруг Казани сложилась компактная пространственная группировка поселений, составляющих одну из крупных городских агломерации России. Разработанный в 2009 году Министерством экономики Республики Татарстан Проект Концепции территориальной экономической политики Республики Татарстан вводит понятие Казанской агломерации (территориально совпадает со Столичным экономическим районом Республики Татарстан), куда помимо Казани входят 6 муниципальных районов республики. Согласно Схеме территориального планированияРеспублики Марий Эл в состав Казанской агломерации включают также города Волжск и Звенигово . Общее население агломерации — 1,56 млн чел.
 
Экономика
Казань — один из крупнейших промышленных, финансовых, торговых и туристических центров России, лидирующий по инвестициям в основной капитал и строительству город Поволжья. Валовый территориальный продукт города в 2008 году составил 271,3 млрд рублей, средняя заработная плата — 17 300 рублей.
В Казани находятся штаб-квартиры 6 компаний, входящих в топ-500 крупнейших по выручке предприятий России. Суммарная площадь городских бизнес-центров составляет 330 тысяч м², из них к классам «A» и «B» относятся 127 тыс. м². По совокупному капиталу собственных банков Казань занимает 3-е место в России, уступая лишь Москве и Санкт-Петербургу.
Промышленную основу города составляют машиностроение, химическая и нефтехимическая промышленность, лёгкая и пищевая промышленность. Инновационная экономика в Казани представлена крупнейшим в России IT-парком, а также одним из самых больших в Европе технопарком «Идея». В Казани действует единственная за пределами Москвы электронная торговая площадка по размещению заказов для федеральных нужд. По обеспеченности современными торговыми центрами Казань занимает лидирующие позиции в России. В 2009 году оборот розничной торговли составил 225 млрд рублей.
Согласно оценкам, сделанным в докладе Всемирного банка и Международной финансовой корпорации «Ведение бизнеса в России — 2009», Казань лидирует по уровню благоприятности условий для ведения бизнеса, опережая Тверь, Петрозаводск, Ростов-на-Дону, Томск, Иркутск, Пермь, Санкт-Петербург, Воронеж и Москву.
 
Транспорт
В настоящее время основными видами транспорта в Казани являются общественный транспорт и личные автомобили. Также в городе действуют несколько десятков службтакси. В тёплое время года небольшую популярность приобрели велосипеды и скутеры, однако развитие этих видов транспорта сдерживается отсутствием необходимой инфраструктуры и культуры вождения.
В 2009 году автомобилизация Казани составляла 260 автомобилей на 1000 жителей и продолжила расти. Подобное количество автотранспорта вызывает традиционные заторы в «часы пик» на всех основных магистралях города.
Общественный транспорт в Казани в 2009 году перевёз 278 млн пассажиров, или около 760 тысяч пассажиров в день. Самым популярным видом общественного транспорта является автобус — им перевозится 79% пассажиров. На долю трамвая приходится 7%, троллейбуса — 14%, метро — 4% На всех видах транспорта работает автоматизированная система оплаты проезда, основанная на единой смарт-карте
Казанский метрополитен по состоянию на 2009 год состоит из Центральной линии, длиной 8,4 км и имеющей 6 станций. Суточный пассажиропоток — 35 тысяч человек.[ По утверждению руководителя метрополитена Асфана Галявова, все директора метрополитенов стран СНГ и России на заседании Совета Международной ассоциации «Метро», прошедшем в Казани в апреле 2006 года, признали казанский метрополитен самым современным на территории постсоветского пространства. Линия обслуживается поездами модели 81-553.3. Режим работы — с 6 до 23 часов, минимальный интервал между поездами составляет 7 минут. Для оплаты проезда используются смарт-жетоны и смарт-карты. Общепризнанным недостатком казанского метро является расположение его станций: 3 из 6 станций имеют маленький пассажиропоток; на 4 станциях из-за этого даже закрыт один вход/выход из двух.
Казанский трамвай — одна из старейших трамвайных систем России. Действуют 10 маршрутов. Протяжённость линий составляет 187 км, количество вагонов — 144. Наиболее распространённые типы вагонов — ЛМ-99К/АЭ, КТМ-8К/КМ иКТМ-5(А). Строится скоростная линия.
Троллейбус. В двух троллейбусных депо эксплуатируются 226 троллейбусов, которые обслуживают 16 маршрутов общей протяжённостью 355 км. Наиболее распространённый подвижной состав — ЗИУ-682 (модификации В и Г), Тролза-5275-05 «Оптима» и ВМЗ-5298.01-50 «Авангард».
Автобус. В настоящее время автобусный парк Казани представлен машинами китайского (Xiamen — Golden Dragon, KingLong —Higer, Yutong), белорусского (МАЗ), российского (НефАЗ), южнокорейского (Hyundai) и украинско-японского (Богдан-Исудзу) производства, всего 1444 единицы. В настоящий момент в городе работает 91 автобусный маршрут суммарной протяжённостью 1918 км. После внедрения новой схемы движения автобусов были отменены все маршрутные такси, которые были в основной своей массе представлены маркой ПАЗ. Теперь среди горожан бытует выражение «ехать на красном автобусе», так как все новые автобусы, независимо от марки, действительно окрашены в красный цвет. Работа всех автобусов отслеживается с помощью автоматизированной системы управления, основанной на спутниковой навигации.
Железнодорожный транспорт
Железнодорожный вокзальный комплекс находится в центральной части города и включает в себя главное здание (памятник архитектуры 1896 года), пригородный терминал и здание касс, а также ряд служебных построек. Казанский вокзал обслуживает 36 пар поездов, в том числе 13 — местного формирования. Всего же за год вокзал обслуживает более 8 млн пассажиров.
Речной транспорт
Главное здание вокзала находится в стадии реконструкции с начала 2005 года. Вокзал обслуживает как пассажиров междугородних круизных судов, так и пригородные направления — до Камского Устья, Тетюш, Болгар, Печищ, Свияжска и Садовой. Суточный пассажиропоток в летний период — до 6 тысяч человек в день. В зимнее время из Казани до Верхнего Услона ходит судно на воздушной подушке.
 
 

 

Статья опубликована на условиях лицензии CC-BY-SA

 

 

 

 

 

Администрация сайта

 

Категория: Описание города | Добавил: Sergey1981 (23.04.2010)
Просмотров: 9947 | Теги: казань, экономика, история Казани, транспорт, численность населения | Рейтинг: 5.0/7
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]